Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

                                

  

Заведующий отделением  реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»

Григорян Инна Михайловна

 

Положение об отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Основные цели и  задачи деятельности отделения:

Основной целью деятельности отделения   является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, а также семьям, в которых они воспитываются квалифицированной социально-медицинской,  социально- психологической, социально-педагогической  помощи.

Основные задачи:

- организация работы по вопросам реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в пределах компетенции отдела;

- выявление детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

- социальное сопровождение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основании индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой ФГУ МСЭ;

- организация  социально значимых мероприятий, посвященных знаменательным датам и досуга детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;

- работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей в семье;

- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам предоставления им мер социальной поддержки и других гарантий;

- изучение и внедрение новых эффективных форм, методов и технологий реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

- подготовка для размещения на сайте учреждения и в средствах массовой информации материалов по вопросам деятельности отделения.

Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, учреждениями социальной защиты населения, благотворительными фондами и гражданами  в интересах эффективной социальной реабилитации  и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. 

Зачисление на курс реабилитации производится на основании:

1. Заявления родителей (законных представителей) о принятии на учет;

2. Паспорта родителя (законного представителя);

3. Свидетельства о рождении (для детей до 14 лет);

4. Паспорта ребенка (для детей старше 14 лет);

5. Выписки из карты развития ребенка по форме № 025-у (выдается участковым педиатром лечебно-профилактического учреждения по месту жительства);

6. Справки об установлении инвалидности, выдаваемой МСЭ;

7. Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, разработанной МСЭ (при наличии);

8. На детей и подростков, находящихся под опекой (попечительством) предоставляется выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства).

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ  ДЛЯ ПРИНЯТИЯ  НА  ОБСЛУЖИВАНИЕ:

      -  хронические заболевания в стадии обострения  или стойкой ремиссии;

      -  острые инфекционные и соматические заболевания , кахексии любого   происхождения;

      - соматические заболевания, требующие лечения  в условиях стационара;

      - туберкулез легких и других органов;

      -  злокачественные новообразования в активной фазе.

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями здоровья работает с октября 2012 года. На учете состоит 76 семей, в них 85 детей-инвалидов.

Отделение работает по краевой программе «Право ребенка на семью». Целью программы является оказание детям-инвалидам города Кисловодска квалифицированной помощи по социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а также обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.

Отделение реабилитации посещают дети с разнообразными нарушениями здоровья: с заболеваниями внутренних органов и с сохраненным интеллектом, с серьезными нарушениями двигательной и психо-эмоциональной  сферы, с задержкой психо-физического и речевого развития. Работа ведется как в форме групповых, так и в форме индивидуальных занятий.

Основными задачами отделения является оказание детям–инвалидам социальной помощи по реабилитации,  направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, оказание  психологической поддержки, развитие творческих способностей, обучение детей навыкам самообслуживания, общения, поведения в быту, организация досуга.

В отделении разработаны и осуществляются мероприятия, направленные на исполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, обязательной составляющей которых   являются психолого-педагогические мероприятия, использование современные средства реабилитации (сухой бассейн, шведская стенка, тренажеры, аппараты для электростимуляции и электротерапии, амплипульстерапии,  кислородный концентратор и др.). Наша цель, осуществляя комплексную реабилитацию для детей, создать единое пространство  «Семья – ребенок – отделение реабилитации». Дети с ограниченными возможностями вовлечены  во все виды коррекционно-развивающего процесса.

Оборудованы специализированные кабинеты - кабинет физиотерапии, массажный кабинет, кабинет психолога, игровая комната.

   Специалисты отделения создают все необходимые условия для повышения уровня педагогической культуры родителей. В отделении  работает клуб «Родительский класс». Он является дополнительным компонентом процесса психолого-педагогической реабилитации. В нем родители получают знания для полноценного  участия в реабилитационном процессе, обеспечивающем ребенку образование новых социальных связей для интеграции его в социум.  На занятиях  они  обмениваются мнениями и опытом семейного воспитания детей. Работа с родителями и детьми-инвалидами – одно из важных и актуальных направлений деятельности нашего отделения. Это помогает нам решать цели и задачи социализации и адаптации детей в обществе.

 

Реализация программы «Родительский класс» является дополнительным компонентом процесса психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации. Такие формы работы, как круглые столы, обмен мнениями и опытом семейного воспитания, совместные занятия, кружковая деятельность помогают изменить отношение родителей к инвалидности своего ребенка, понять, что инвалидность - это еще не приговор. 

Одним из приоритетных направлений работы отделения является социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами. В настоящее время на социальном сопровождении состоит 20 семей. Посещение детей–инвалидов   на дому позволило  специалистам установить длительные связи с семьями, обеспечить непрерывность реабилитационного процесса. Своевременно оказывая им помощь, наблюдая семью в ее естественных условиях, мы можем оперативно разрешать  проблемы семьи.  Работа специалистов происходит в процессе выстраивания взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования, которые оказывают помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями развития. 

  

В отделении активно используются инновационные технологии, которые помогают всесторонне развить возможности ребенка с ограниченными возможностями, а также социализировать его к окружающей среде и обществу: музыкотерапия, гарденотерапия, арттерапия.

Музыка способна  вызывать  у  ребенка-инвалида положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические  и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. 

     

Посещение зала органной музыки  также оказывает лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.

«Гарденотерапия» - лечение садом,  растениями. Ребята изучают строение растений, приобретают навыки ухода за цветами, знакомятся с различными их видами. Растительный мир благотворно влияет на психику, душевное состояние и физическое самочувствие  детей с ограниченными возможностями.

          

      

Арт-терапия – это лечение прикладным художественным творчеством: рисованием, лепкой, изготовлением аппликаций,  конструированием из бумаги. Главная цель этой методики - убедить ребенка с ограниченными возможностями  в том, что он способен создать что-то интересное своим руками. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду, развитию мелкой моторики, координации движения рук,  формированию мышления  и воображения.

В этом году на базе Кисловодской общеобразовательной (коррекционной)  школы № 18 был проведен фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями. Ребята доказали на деле, насколько неограниченны их возможности, что нет преград  для тех, кто по-настоящему увлечен творчеством. Невероятное  усилие и усердие, терпение и труд вложены в каждую работу. И трудно  себе представить, что его авторы – дети с серьезными медицинскими диагнозами. Они показали пример,  как нужно любить жизнь!  Фестиваль помог детям почувствовать себя полезными и нужными, открыть свои безграничные возможности. Дети покорили нас терпением и твердым желанием преодолевать трудности, им были  вручены почетные грамоты за победу городском фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями

      

В настоящее время  специалисты отделения приступили  к разработке программы реабилитации  детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями под названием  «Мы  вместе», она  актуальна для неполных семей, которым важно почувствовать  серьезную помощь  в организации  индивидуальной развивающей работы с ребенком.

Это направление позволяет эффективно решать проблемы  неполной семьи, лучше понимать причины возникающих проблем, видеть оценку взаимоотношений, как со стороны взрослых, так и с точки зрения  каждого ребенка в отдельности. Специалисты и родители отмечают положительную динамику в семье,  улучшение эмоционального фона, успехи в  развитии коммуникативных качеств, снятии агрессии.

Одним из последних нововведений  в работе отделения стало оформление  выставок творческих работ  наших детей. Целью этих выставок  является повышение самооценки ребенка-инвалида и расширение его социальных контактов. 

  

Большое значение в реабилитации детей с ограниченными возможностями  имеет  знакомство детей с разнообразием флоры и фауны через экскурсии в мир животных на станцию юных натуралистов, страусиную ферму, дельфинарий, конезавод.

 

Посещения музеев и выставочных залов мобилизуют резервные силы ребенка, способствуют развитию креативности в различных областях, изменяют самосознание «особого ребенка» или подростка,  имеющего инвалидность, помогают преодолеть изолированность самой семьи.

На 2016 год выдвинуты приоритетные  направления деятельности отделения:

- расширять виды оказываемых  социально- реабилитационных слуг;

- изучать и внедрять  инновационные  методы работы по оказанию социальных услуг;

- повышать родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями;

- развивать новые виды комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Мы нужны «особым» детям!    Мы нужны их родителям! Мы всегда рядом!

Koнтакт

ул. Чкалова, 15
ГБУСО "Кисловодский КЦСОН"
Кисловодск
357700

+7(87937) 6-82-44;
+7(87937) 6-86-83

График работы Центра:

в будние дни:

с 8:30 до 17:00

перерыв:

с 12:30 до 13:00

выходные дни:

суббота, воскресенье