Программа
«Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания «Я все смогу»
1. Актуальность программы «Я все смогу»
В современном мире интеграция детей-инвалидов в социум – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Проблема помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями–одна из актуальных проблем современного общества.
Мы работаем с «особыми» детьми. Они, как и обычные дети, стараются добиться успехов в том, что они делают. Они так же, как все мы побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются, словом живут своей жизнью, со всеми радостями и горестями. Отличие их в одном - возможности их здоровья ограничены, и жить им, поэтому значительно труднее. Работа отделения направлена на социальную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Востребованность услуг отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья(далее с ОВЗ) стабильно высока. Положительный эффект, полученный в результате проводимой работы, требует расширения поля деятельности отделения, что и подтолкнуло нас принять участие в грантовой программе «Право быть равным». Тема выбрана не случайно - «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания «Я все смогу», необходимость данной деятельности обусловлена запросами родителей после проведения анкетирования. Мы понимали, что данная программа должна соответствовать целям и задачам программы Фонда «Право быть равным».
Разрабатывая программу, акцент делался на социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов и оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организация присмотра и ухода за ними, формирование навыков самообслуживания. Актуальность программы «Я все смогу» заключается в раскрытии новых ресурсов и дополнительных возможностей личности ребенка-инвалида через создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки к самостоятельной жизни, создании условий для самореализации родителей.
2. Цели и задачи программы «Я все смогу»
Цель программы: создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в социум.
Задачи программы:
-создать условия для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов и оказывать помощь им в вопросах воспитания и обучения детей;
-привить детям-инвалидам социально-бытовые навыки, способствующие их интеграции в общество (оборудование комнат социальной адаптации);
- оказывать психологическую поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
- формировать навыки общения и толерантности по отношению к ребенку-инвалиду в процессе общения со сверстниками и взрослыми в форме разнообразных занятий и игр;
-создать условия, способствующие социально – бытовой адаптации детей-инвалидов путем обучения навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю.
3. Целевая группа программы «Я все смогу»
Дети-инвалиды, родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов, работники медицинских, социальных, образовательных учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги детям-инвалидам, общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам.
4. Рабочая группа программы «Я все смогу»
- заместитель директора Центра;
- заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и специалисты, предоставляющие реабилитационные услуги.
5. Срок реализации программы «Я все смогу» - 2015-2017 годы.
6. Описание основных мероприятий программы «Я все смогу»
Социально - бытовая адаптация детей-инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы.
Для осуществления данной проблемы на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья организована и работает группа дневного пребывания детей – инвалидов (далее ГДП) в целях предоставления родителям возможности решения семейных и личных проблем, дать им возможность использовать свое личное время для самореализации. Основная цель деятельности ГДП - сделать максимально эффективной социально-бытовую адаптацию ребенка-инвалида в обществе, подготовить детей к общению со сверстниками и взрослыми, воспитать навыки социального адекватного поведения, сделать жизнь детей эмоционально насыщенной, продуктивной и радостной.
Разработано положение о ГДП, где оговорены условия приема и нахождения ребенка в ГДП. Пребывание в группе строится по определенному расписанию, что позволяет детям проводить время в ГДП с максимальной пользой и знакомить их с понятиями режима и дисциплины. Расписание занятий составлено с учетом пожеланий родителей, а также индивидуальных особенностей детей.
ГДП является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети, обмениваются культурными ценностями, знаниями, чтобы в дальнейшем можно было детям легче адаптироваться в социуме, а родителям объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь.
Одной из основных задач программы является обучение детей-инвалидов необходимым навыкам самообслуживания, кулинарного искусства, привитие детям этики и эстетики поведения за столом, расширение представлений и знаний детей об окружающей среде, развитие речи, мелкой моторики, повышение их самооценки.
Особое внимание в группе дневного пребывания уделяется кружковой и клубной работе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей предлагаются следующие кружки: творческая мастерская «Мастер-класс», кружок «Умелые ручки», кукольный театр «В гостях у сказки», «Хозяюшка» , «Окно в природу», которые направлены на социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов, развитие двигательной активности, эмоциональной сферы, психических, функциональных возможностей, коммуникативных способностей детей с ограниченными возможнотями.
Распорядок дня ГДП включает медицинскую реабилитацию в социально-оздоровительном отделении Центра(физиотерапию, традиционный массаж, инновационные методики Войта-терапии, Бобат -терапии, коррекционно-развивающие занятия, логопедические занятия, развитие творческих способностей детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных наклонностей и интересов.
Успешно применяются инновационные технологии в логопедической практике. Особого внимания заслуживает «Су-Джок-терапия», «Бат-массаж» - новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приемы, современные технологии логопедического и пальчикового массажа. Эти методики в деятельности логопеда являются перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.
ГДП работает в рамках программы - «Родительский класс», которая предусматривает создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации детей к современному обществу. Организованы совместные мероприятия детей с родителями и специалистами: родители привлекаются к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей, групповых экскурсий, что способствует развитию тесных контактов между семьями и специалистами.
Открытие социальной столовой позволяет полноценно реализовать инновационную программу «Я все смогу». Столовая обеспечивает детей-инвалидов во время их нахождения в ГДП горячим питанием, стала базой для внедрения инновационных технологий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, обучению их навыкам быта, организации кружка по кулинарному искусству «Хозяюшка».
Помочь реализовать программу «Я все смогу» призвана система инновационных методик, открывающих детям с ограниченными возможностями доступ в основные сферы жизнедеятельности.
В ходе решения этой задачи разработаны и внедряются различные нововведения. Так получили распространение следующие технологии - музыкотерапия, гарденотерапия, арттерапия, и др.
Арт-терапия-это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.
В ГДП работает творческая мастерская «Своими руками» по обучению детей различным видам творчества, что способствует развитию творческих способностей детей-инвалидов через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволяет детям развиваться и открывать в себе новые способности.
«Музыкальная гостиная» - любимое место всех, кто является участниками программы « Я все смогу». Возможность попробовать себя в роли артиста, подготовить музыкальный номер нравиться без исключений всем. Музыкальный руководитель занимается с детьми, как в индивидуальном порядке, так и в групповом.
Знакомство детей из ГДП с растительным миром происходит через приобщение детей к работе с растениями. Внедрена инновационная программа «Гарденотерапия»-это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, целью которой является привитие любви к природе, ее красоте, воспитание у детей трудолюбия, чувства ответственности, развитие мелкой моторики рук, навыков ухода за растениями. Дети-инвалиды выращивают цветы, ухаживают за клумбами, расположенными на территории Центра.
Занятия гарденотерапией дают детям позитивные эмоции, что положительно сказывается на состоянии их здоровья.
В ГДП в первую очередь принимаются дети из неполных семей. Для них разработана программа «Мы вместе», целью которой является комплексное решение проблем детей-инвалидов из неполных семей, создание условий для независимой жизни данной категории детей. Наша задача - приобщить родителей к участию в социально-бытовой адаптации детей, преодолеть изолированность неполных семей с детьми-инвалидами, оказать психолого-педагогическую помощь родителям детей-инвалидов и содействовать формированию здорового образа их жизни.
Программой «Я все смогу» предусмотрены различные виды трудотерапии для детей, посещающих ГДП: обучение простейшим навыкам швейного дела, освоение работ по уходу за комнатными растениями, клумбами, работа с различными материалами, знакомство с их свойствами и назначеним, с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены. В рамках программы закладываются основы для профессиональной ориентации –инвалидов.
Данная программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни, а их родители имели право на личную жизнь.
7. Ожидаемые результаты данной программы:
- повышение уровня социально-бытовой адаптации детей-инвалидов;
- укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- приобретение и формирование навыков самообслуживания, расширение индивидуальных возможностей детей-инвалидов;
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка-инвалида, их отдыха, оздоровления, а также в вопросах правовой грамотности;
- развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков детей-инвалидов, способствующих интеграции в среду здоровых детей;
- эффективное развитие реабилитационного потенциала детей;
- повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами;
- создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
- преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами.
8. Эффективность реализации программы
«Я все смогу»
№п/п |
Показатели эффективности |
2015 год |
2016 год I полугодие |
---|---|---|---|
|
Количество детей, охваченных реабилитационными мероприятиями в рамках программы «Я все смогу» (чел) |
19 |
28 |
|
Увеличение доли охвата детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социальными услугами (%) |
22% |
32% |
|
Количество родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, активно участвующих в мероприятиях реабилитационного характера в рамках программы «Я все смогу» (чел) |
19 |
28 |
|
Увеличение доли охвата родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социальными услугами (%) |
22% |
32% |
Паспорт программы «Я все смогу»
1 |
Полное наименование программы |
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания «Я все смогу » |
2 |
Территория |
Северо-Кавказский федеральный округ Российской Федерации, Ставропольский край, г.-к. Кисловодск |
3 |
Юридический адрес учреждения |
357700, г. Кисловодск, ул. Чкалова, 15; Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кисловодский комплексный центр социального обслуживания населения» |
4 |
Телефон/ факс |
8(87937)6-82-38 |
5 |
Е- mail |
cson29@minsoc26.ru |
6 |
Сайт |
kkcson.webnode.ru |
7 |
Руководитель учреждения |
Тимошенко Н.А.-директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» |
8 |
Автор программы |
Тимошенко Н.А.-Директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» |
|
Ответственный исполнитель |
Тихомирова В.А.-заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья |
9 |
Дата создания инновационной программы и реквизиты приказа о его внедрении |
16.02.2015г., приказ №36-ОД от 16.02.2015г. |
10 |
Кадровый состав специалистов, участвующих в реализации программы |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог по дополнительному образованию, логопед, психолог, медицинские работники |
11 |
Получатели социальных услуг |
Семьи детей–инвалидов, дети-инвалиды |
12 |
Срок реализации |
2015-2017г.г. |
13 |
Используемые ресурсы: |
|
14 |
- материально-технические |
- оборудование, мебель, инвентарь для организации социально-бытовой адаптации в группе дневного пребывания |
|
- финансовые (в том числе по источникам) |
-средства, выделенные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -спонсорские средства.
|
15 |
Цель программы |
Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами; -интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; -создание условий для повышения уровня жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов; -самореализация родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в трудовой и общественной жизни; -внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами; - создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в социум
|
16 |
Задачи программы |
Создать условия для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов и оказывать помощь им в вопросах воспитания и обучения детей; - обеспечить социализацию и адаптацию детей-инвалидов в новых социальных условиях; -привить детям-инвалидам социально-бытовые навыки, способствующие их интеграции в общество (оборудование комнат социальной адаптации); - оказывать психологическую поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов; - формировать навыки общения и толерантности по отношению к ребенку-инвалиду в процессе общения со сверстниками и взрослыми в форме разнообразных занятий и игр; -научить «особого» ребенка самостоятельности, независимости; -стимулировать в детях уверенность в себе, помочь стать каждому из них личностью, поверить в себя, в свои силы |
17 |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе |
Дети-инвалиды, родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов, работники медицинских, социальных, образовательных учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги детям-инвалидам, общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам |
18 |
Индикаторы и показатели эффективности программы |
Анкетирование семей на предмет удовлетворенности качеством социального обслуживания; - устные и письменные отзывы родителей по работе группы дневного пребывания; -привлечение социального университета по обучению матерей детей-инвалидов; -осуществление проверок по плану системы контроля качества
|
19 |
Периодичность отчетности о результатах внедрения технологии |
Квартальная, годовая |
20 |
Объем финансирования программы |
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 325116 руб. |
21 |
Источники финансирования программы |
Привлеченные средства Фонда поддержки детей, спонсорские средства |
22 |
Актуальность программы |
Раскрытие новых ресурсов и дополнительных возможностей личности ребенка-инвалида через создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки к самостоятельной жизни, создание условий для самореализации родителей |
23 |
Прогнозируемая результативность программы |
Повышение уровня социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, формирование навыков самообслуживания, развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков детей, способствующих интеграции в среду здоровых детей, эффективное развитие реабилитационного потенциала детей, повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами, создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами. |
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора государственного
бюджетного учреждения
социального обслуживания
«Кисловодский комплексный центр
социального обслуживания населения»
«16» февраля 2015г. № 36/1-ОД
Положение
О группе дневного пребывания отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»
1. Общие положения
1.1.Группа дневного пребывания (далее – ГДП) является структурным подразделением отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного учреждения социального «Кисловодский КЦСОН» (далее – Центр).
1.2. В своей деятельности ГДП руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, Семейным Кодексом РФ, Конвенцией о правах ребёнка, законами Российской Федерации (№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными актами Ставропольского края в сфере защиты прав и законных интересов ребёнка, настоящим Положением и Уставом Центра.
1.3. ГДП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, учреждениями социальной защиты населения, благотворительными фондами и родителями в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
1.4.ГДП предназначена для создания оптимальных условий для социально-бытовой адаптации и социализации детей-инвалидов, создания условий для занятости родителей.
1.4. Руководит ГДП заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом директора Центра.
2.Основные цели и задачи
2.1. Основной целью деятельности ГДП является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, а также семьям, в которых они воспитываются квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, помощи.
2.2. Группа создается в целях создания условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов и оказания помощи им в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними.
2.3. Основными задачами ГДП являются:
2.3.1. Организация работы ГДП по вопросам реабилитации детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями здоровья в пределах компетенции отделения.
2.3.2. Разработка индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основании индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой ФГУ МСЭ.
2.3.3. Организация социально значимых мероприятий, посвященных знаменательным датам и досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.4. Преодоление изолированности семей с детьми–инвалидами, создание условий для повышения уровня их жизни.
2.3. 5.Создание условий для обеспечения социально-бытовой адаптации и социализации детей-инвалидов.
2.3.6. Участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования и т.п.), а также общественных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям.
3. Функции
3.1. ГДП в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
3.2.Обучение детей с ОВЗ навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения со сверстниками
3.2. Организация работы с родителями детей-инвалидов в целях социально-бытовой адаптации детей в обществе.
3.3.Предоставление социальных услуг в ГДП в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст.31), осуществляется бесплатно.
Виды услуг:
-социально-бытовые;
-социально-педагогические;
-социально-психологические;
-социально-медицинские;
-социально-правовые;
-социально-трудовые;
-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала семей, имеющих ребенка-инвалида;
-срочные услуги.
3.4. Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам предоставления им мер социальной поддержки и других гарантий.
3.5. Изучение и внедрение новых методик и технологий для эффективного развития реабилитационного потенциала ребенка-инвалида.
3.6. Подготовка для размещения на сайте учреждения и в средствах массовой информации материалов по вопросам деятельности ГДП.
4. Организация работы ГДП
4.1. ГДП выполняет работу, исходя из возложенных на него задач и функций в соответствии с планами работы.
4.2. Реабилитационно - оздоровительные мероприятия в ГДП проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
4.3.Работа по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов осуществляется в индивидуальной и групповой форме, группы формируются из детей-инвалидов и подростков численностью от 3 до 5человек в зависимости от состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста.
4.4. Для ГДП выделяются помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии.
4.5. В период обслуживания в Центре в полустационарных условиях дети-инвалиды обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам.
5. Основные направления деятельности ГДП
5.1. Проведение реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами в условиях дневного пребывания, направленных на сохранение социального благополучия, на восстановление психического и физического здоровья детей.
5.2.Организация досуга в зависимости от возраста и состояния здоровья детей.
5.3.Обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля и общения.
5.4. Взаимодействие со специалистами структурных подразделений Центра в решении общих вопросов.
5.5.Направления деятельности ГДП корректируются в зависимости нуждаемости семьи и детей с ограниченными возможностями в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.
6. Условия зачисления в ГДП
6.1.В группу дневного пребывания зачисляются:
- дети-инвалиды, от 3 до 18 лет, нуждающиеся в социальной помощи и во временном присмотре.
6.2. Время пребывание в ГДП детей-инвалидов на разовой или временной основе устанавливается индивидуально для каждого ребенка от 1 до 21 дня, не более 3-х часов в день.
6.3. Родители (законные представители) обязаны своевременно извещать специалистов ГДП о причине и предполагаемых сроках отсутствия ребёнка.
6.4.В случае отсутствия ребёнка в ГДП по уважительным причинам более 3 дней, срок его нахождения в ГДП может быть продлён только после предоставления справки учреждения здравоохранения о возможности посещения ГДП.
Для зачисления детей в ГДП предоставляются следующие документы:
-заявление родителей или иных законных представителей;
-документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя;
-выписка из истории развития ребенка (ф112/у) о состоянии его здоровья или амбулаторная карта (форма№ 25/у);
-справка, выдаваемая МСЭ об установлении инвалидности (для ребенка-инвалида);
-индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), разработанная учреждением МСЭ (для ребенка-инвалида);
-справка учреждения здравоохранения о возможности посещения ГДП (эпидсправка).
7. Противопоказания к зачислению
7.1.Противопоказаниями к принятию в ГДП детей-инвалидов являются:
- психические заболевания в стадии обострения;
-венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза;
- наличие сопутствующих тяжёлых соматических заболеваний, требующих специального обследования и лечения;
- иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях;
- психопатоподобное поведение;
- частые судорожные припадки (не чаще 1 раза в год);
- злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы.
7.2. Порядок отчисления.
Основанием для отчисления из ГДП являются:
- окончание сроков предоставления социальных услуг;
- расторжение договора любой из сторон;
- смерть ребенка-инвалида;
- письменное заявление родителей (законных представителей) ребёнка об отказе в предоставлении социальных услуг;
- выявление медицинских противопоказаний;
- нарушение условий, предусмотренных положением.
Повторное обслуживание в течение одного года осуществляется при наличии показаний и свободных мест в группе.
8.Права сотрудников ГДП
7.1.Для решения поставленных задач перед ГДП специалисты имеют право:
- запрашивать и получать сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию;
- пользоваться информационными базами данных, имеющимися в распоряжении Центра;
- привлекать для реализации индивидуальных реабилитационных программ, специалистов других структурных подразделений учреждения;
- вносить на рассмотрение руководству учреждения обсуждение вопросов, касающихся направлений деятельности ГДП, совершенствовать формы и методы работы, применяемые в реализации поставленных задач;
- сотрудники ГДП пользуются всеми правами, предусмотренными действующим трудовым законодательством РФ.
9. Обязанности сотрудников ГДП
9.1.Специалисты группы обязаны:
-осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края;
-иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
-знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
- знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры с которыми он работает, а также правила охраны труда и пожарной безопасности;
-предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров о предоставлении социальных услуг;
- предоставлять бесплатно в доступной форме родителям или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления;
- повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной подготовки.
- соблюдать профессиональную этику в процессе работы с семьями, имеющими детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
10. Ответственность специалистов ГДП
10.1. Специалисты ГДП несут ответственность:
-за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей и данного положения о ГДП;
-за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей-инвалидов, посещающих ГДП;
- за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на ГДП.
11. Оценка эффективности работы
11.1. Основными критериями оценки эффективности работы ГДП являются контроль качества, наличие положительных результатов в процессе социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
12. Финансирование деятельности группы дневного пребывания
12.1. Источниками финансирования группы дневного пребывания являются средства, выделяемые Фондом на реализацию
региональной программы в виде гранта, а также благотворительные взносы и пожертвования.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»
________________ Л.В. Марченко
«12» января 2016г.
План основных мероприятий программы
«Я все смогу» на 2016 год
№п/п |
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
---|---|---|---|
1 |
Проведение мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов в посещении группы дневного пребывания (ГДП) |
февраль |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования |
2 |
Проведение совместного мероприятия с волонтерами МБУ «Центр молодежи»- «Мир один для всех» |
11. 02. |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования
|
3 |
Консультирование родителей по социально-правовым вопросам |
По мере необходимости |
юрисконсульт |
4 |
Отслеживание контроля качества по предоставлению социальных услуг в группе дневного пребывания |
постоянно |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе |
5 |
. Внедрение инновационных технологий, методик по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов |
2 квартал |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования, логопед |
6 |
Оценка и анализ удовлетворенности семей работой ГДП |
ежеквартально |
Заместитель директора, заведующий отделением |
7 |
Организация и проведение психологического тренинга для родителей, чьи дети посещают ГДП |
ежемесячно |
ППсихолог |
8 |
Приобретение оборудования для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в ГДП
|
По мере поступления средств |
Заведующий хозяйством |
9 |
Приобретение компьютерной техники |
По мере поступления средств |
Заведующий хозяйством |
10 |
Работа клуба «Родительский класс». Обучение родителей детей-инвалидов коммуникативным навыкам |
1 раз в квартал |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования, логопед |
11 |
Оказание информационных и консультативных услуг родителям детей-инвалидов |
постоянно |
Заведующий отделением, юрист, психолог, специалисты |
12 |
Формирование у детей-инвалидов и их родителей навыков пользования персональным компьютером в целях расширения их возможностей |
По мере приобретения компьютеров |
Специалисты Центра |
13 |
Организация участия детей-инвалидов из ГДП в фестивалях и конкурсах прикладного творчества детей с ОВЗ |
Согласно плану мероприятий |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования |
14 |
Проведение профориентационных занятий для детей-инвалидов из ГДП |
Согласно плану мероприятий |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования |
15 |
Привлечение спонсорских средств по реализации программы «Я все смогу» |
постоянно |
Специалисты отделения |
16 |
Информирование в СМИ и по электронной связи о внедрении программы |
постоянно |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе |
Мероприятия в рамках программы "Право быть равным"
«Право быть равным»
В ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» реализуется региональная программа «Право быть равным». Её основная задача – социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания.
На выполнение мероприятий программы были выделены денежные средства в виде гранта на сумму 324 776 рублей. Эти средства направлены на оснащение комнаты социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, приобретение бытовой техники, мебели, телеаппаратуры, компьютерной техники, игрового оборудования, кухонного инвентаря.
Оборудована социально-бытовая комната для проведения групповых занятий, установлена бытовая техника.
Открытие адаптационной комнаты стало возможным, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для её пополнения в 2016 году была оказана благотворительная помощь РЖД «Логистика» (г. Москва) в размере 547 тысяч рублей, на средства которой было приобретено дополнительное оборудование для реабилитации и социально- бытовой адаптации детей-инвалидов.
Занятия с детьми проводятся в формах мастер-классов, групповых и индивидуальных занятий. Первоначально особое внимание уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами. Далее предусматривались занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы входят также темы по этике и эстетике поведения детей в различных общественных местах, дома, в гостях, за столом.
Специалисты отделения проводят кулинарные занятия с детьми в кружке «Хозяюшка» - они делают горячие бутерброды, заваривают чай, не забывая при этом мыть за собой посуду и кухонный стол, т.е. учат ребят самостоятельно обслуживать себя, готовить элементарные блюда, пользоваться бытовыми электроприборами.
Использование разные видов конструкторов, кукольного театра, наборов сюжетных игрушек завораживает детей своим красками и формой, развивает связную речь, активизируют и расширяют словарный запас детей, формирует психические функции, познавательную активность, произвольное внимание, активное запоминание, улучшается мыслительная деятельность.
Новый комплект развивающих игр используется для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, улучшает координацию движений, психоэмоциональное состояние ребёнка.
Участие в программе «Право быть равным» дало нам возможность приобрести современную швейную машинку. Дети изучают элементарные знания швейного дела.
Посещение «особых» детей группы дневного пребывания позволяет в семье изменить ситуацию к лучшему, дает возможность почувствовать себя более защищенными и уверенными, изменить качество жизни семьи, ведь родители получают возможность решить свои неотложные дела, а ребенок учится общаться с другими детьми.
Программа способствует формированию начальных профессиональных навыков, устойчивых интересов и положительного отношения к труду, расширению представлений о жизненных ценностях.
Открытие социально-бытовой комнаты для обучения детей самостоятельной жизни – очень нужное и важное дело. Хорошие отзывы не дают сомневаться в этом. Надеемся, что теперь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет легче освоить совсем непростые для них занятия.
Проект «Право быть равным» будет продолжен и в следующем году, а это значит, что жизнь многих «особых» детей станет легче и интереснее.
«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2015 ГОД
ТОЛЕРАНТНОСТЬ «ВСЕ РАЗНЫЕ –ВСЕ РАВНЫЕ»
В целях реализации мероприятий краевой программы « Право быть равным» в ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» состоялось заседание клуба «Родительский класс», на котором прошла беседа по воспитанию толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группе дневного пребывания «Журавлик» занимаются дети разных национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. Чтобы дети из стен Центра вышли не только с багажом знаний, умений и навыков, но и обладали толерантностью, научились уважать не только себя, но и тех, кто рядом.
В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья разработана программа «Все разные - все равные».
Программа призвана активизировать целенаправленный процесс усвоения и принятия национальных ценностей, развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре и ориентирована на формирование и развитие у «особых» детей толерантности, духовности и нравственности.
Отличительной особенностью программы является развитие и совершенствование системы нравственного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями посредством использования современных образовательных технологий. Универсальность программы заключается в возможности ее применения в системе дополнительного образования, как эффективной модели нравственного воспитания, воспитания бережного отношения к культурно-историческому наследию и формирования духовно-нравственных качеств личности.
В группе дневного пребывания специалистами уделяется большое внимание моральному облику детей-инвалидов, приобщению их к добру, красоте, терпимости, открытости и дружелюбию, прививаются общечеловеческие ценности. Регулярные беседы воспитательного характера, внимательно и бережно относящиеся к каким-либо индивидуальным проявлениям формирующейся личности, как с творческой стороны, так и моральной, являются очень важной составной частью общего процесса. Сколько новой и интересной информации о жизни и культуре нашего города, нашей страны и стран ближнего зарубежья, нравственных уроков получают наши дети от педагогов, своих сверстников и их родителей на проводимых мероприятиях.
С целью развития толерантности в группе дневного пребывания проводится целый ряд мероприятий: праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народа и других народностей, ролевые игры, игры по освоению моментов толерантного общения, активные игры и танцы разных народов, занятия по мотивам народных сказок.
Организация и тематика занятий направлена на сохранение, развитие и распространение национальной культуры, бережного отношения к историческому и культурному наследию России, воспитание высокой нравственности, толерантности, уважения к культуре и традициям других народов.
Воспитать толерантное отношение между детьми с разными возможностями и потребностями, развить интерес и желание взаимодействовать со своими сверстниками - вот наши основные принципы работы в ГДП с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2016 ГОД
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
Сегодня, благодаря выделению денежных средств в виде гранта на выполнение краевой программы «Право быть равным» и благотворительной помощи людьми, которым небезразлична судьба детей-инвалидов (РЖД «Логистика» г. Москва), отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» обрело основную часть из того, что необходимо для полного обустройства сенсорной комнаты, которая позволит создать для детей-инвалидов обогащенную мультисенсорную среду, способствующую стимуляции функций центральной нервной системы, активизации органов зрения, слуха и вестибулярного аппарата.
Визуальные и аудиальные эффекты сенсорной комнаты позволят достичь эмоционального комфорта, снизить беспокойство и агрессивность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка, его психики и интеллекта. Такая комната релаксации позволит воздействовать на все органы чувств и нервную систему ребенка. Погружение в «волшебную сказку», создаст радостное настроение и ощущение полной безопасности, как для детей, так и для взрослых.
Звездное небо - одно из самых завораживающих и загадочных зрелищ в сенсорной комнате. Не удивительно, что дети хотят наблюдать его, не выходя из дома. Возможности современной техники позволили это сделать: приобретено панно «Звездное небо».
Включив его, словно попадаешь в другой мир. Созерцание звезд, луны расслабляет, отвлекает от повседневных проблем, у детей стимулирует усидчивость, развивает пространственное мышление. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке.
Удивительны и фонтаны света из светодиодных волокон, которые можно перебирать руками. Переливающиеся цвета поражают своей красотой, привлекают внимание и успокаивают.
Панно «Бесконечность» при включении превращается в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность. Игра светящихся точек привлекает внимание детей и завораживает, вызывает ощущение тайны, чего-то необычного и неизведанного.
Пузырьковые колонны представляют собой цилиндры из органического стекла, где плавают разноцветные рыбки. Цвет пузырьков постепенно меняется, благодаря цветовой подсветке, а плавающие рыбки под успокаивающую релаксационную музыку создают необходимую атмосферу спокойствия. Огромное количество пузырьков воздуха, всплывающих из распылителей, создают бесчисленные необыкновенные формы и сплетения. Включенная подсветка окрашивает тысячи поднимающихся пузырьков в разные цвета, создавая каждый раз неповторимую картину игры рыбок, света, воздуха и воды. Такие чарующие эффекты привлекают и задерживают внимание, успокаивают и расслабляют детей.
Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода.
Использование релаксационной музыки вызывает соответствующий эффект: спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребенка, активизирует иммунную систему организма, расслабляет и успокаивает.
Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, состоящая из различных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и активизируют речевое и познавательное развитие.
Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает время установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.
Сенсорная комната — это своего рода окружение, призванное дать ребенку-инвалиду спокойствие и ощущение безопасности. Она жизненно необходима для детей, у которых наблюдаются проблемы в развитии, дарит им радость и хорошее настроение.
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей.
«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2016 ГОД
«Песочная фантазия»
В рамках реализации мероприятий краевой программы «Право быть равным» в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» современные условия дали возможность к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми – инвалидами, обеспечивающих всестороннее развитие их, комфортное пребывание в условиях группы дневного пребывания «Журавлик».
Большое количество детей-инвалидов испытывают определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдается агрессия, конфликты со сверстниками, упрямство. Специалисты отделения находятся в постоянном поиске эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия. Изучая теоретические основы реабилитации детей с ограниченными возможностями, они пришли к идее внедрения песочной терапии. Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка.
Песочная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья – прекрасный способ избавиться от негатива, стать увереннее в себе, позволит раскрыть и увидеть истинные причины агрессии, конфликтов, страхов, неуверенности в себе и в дальнейшем провести коррекцию.
В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается программа «Песочная фантазия». Оборудован уголок песочной терапии: на спонсорские средства приобретен световой песочный стол, собран тематический материал, детские инструменты для работы с песком.
Песок - это не только приятные ощущения, но и средство психолого-педагогического воздействия. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. Если в «песочном царстве» ребенка все спокойно, то на душе у него покой и гармония.
Именно песочная терапия станет самым настоящим ключиком к тому бессознательному и осознанному, что не дает покоя ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.