Программа

«Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов  в группе дневного пребывания «Я все смогу»

1. Актуальность программы «Я все смогу»

      В современном мире интеграция детей-инвалидов в социум – это глобальный  общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Проблема помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями–одна из актуальных проблем современного общества.

Мы работаем с «особыми» детьми. Они, как и обычные дети, стараются добиться успехов в том, что они делают. Они так же, как все мы побеждают и проигрывают, радуются и огорчаются, словом живут своей жизнью, со всеми радостями и горестями. Отличие их в одном - возможности  их здоровья ограничены, и жить им, поэтому значительно труднее. Работа отделения направлена на социальную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов.

     Востребованность услуг отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья(далее с ОВЗ)  стабильно высока. Положительный эффект, полученный в результате проводимой работы,  требует расширения поля деятельности отделения, что и подтолкнуло нас принять участие в грантовой  программе «Право быть равным».  Тема выбрана  не случайно - «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания «Я все смогу», необходимость данной деятельности обусловлена запросами родителей после проведения анкетирования. Мы понимали, что данная программа должна соответствовать целям и задачам программы Фонда «Право быть равным».

Разрабатывая программу,  акцент делался на социально-бытовую  адаптацию детей-инвалидов и оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организация присмотра  и ухода за ними, формирование навыков самообслуживания. Актуальность программы  «Я все смогу» заключается в раскрытии новых ресурсов и  дополнительных возможностей личности ребенка-инвалида через создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки  к самостоятельной жизни, создании условий для самореализации родителей.

 

2. Цели и задачи  программы «Я все смогу»

Цель программы: создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки  к самостоятельной жизни и интеграции в социум.

Задачи программы:

-создать условия для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов и оказывать помощь им  в вопросах воспитания и обучения детей;

-привить детям-инвалидам социально-бытовые навыки, способствующие их интеграции в общество (оборудование комнат социальной адаптации);

- оказывать психологическую поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

- формировать навыки общения и толерантности  по отношению к ребенку-инвалиду в процессе общения со  сверстниками и взрослыми в форме разнообразных занятий и игр;

-создать  условия, способствующие социально – бытовой   адаптации  детей-инвалидов путем обучения навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю.

 

3. Целевая группа программы «Я все смогу»

Дети-инвалиды, родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов, работники медицинских, социальных, образовательных учреждений, предоставляющих реабилитационные  услуги детям-инвалидам,  общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам.

 

4. Рабочая группа программы «Я все смогу»

- заместитель директора Центра;

- заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

 - специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и специалисты,  предоставляющие реабилитационные услуги.

5. Срок реализации программы «Я все смогу» - 2015-2017 годы.

 

6. Описание основных мероприятий программы «Я все смогу»

Социально - бытовая  адаптация  детей-инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы.

Для осуществления данной проблемы на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  организована и работает   группа дневного пребывания  детей – инвалидов  (далее ГДП) в целях предоставления родителям возможности решения семейных и личных проблем, дать им возможность использовать свое личное время для самореализации. Основная цель деятельности ГДП - сделать максимально эффективной социально-бытовую  адаптацию ребенка-инвалида в обществе, подготовить детей к общению со сверстниками и взрослыми, воспитать навыки социального адекватного поведения, сделать жизнь детей эмоционально насыщенной, продуктивной и радостной.

       Разработано положение о ГДП, где оговорены условия приема и нахождения ребенка в ГДП. Пребывание в группе строится по определенному расписанию, что позволяет детям проводить время в ГДП с максимальной пользой и знакомить их с  понятиями режима и дисциплины. Расписание занятий составлено с учетом пожеланий родителей, а также индивидуальных особенностей детей.

ГДП является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети, обмениваются культурными ценностями, знаниями, чтобы в дальнейшем можно было детям легче адаптироваться в социуме, а родителям объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь.

Одной из основных задач  программы является обучение детей-инвалидов необходимым навыкам самообслуживания, кулинарного искусства, привитие детям этики и эстетики поведения за столом, расширение представлений и знаний детей об окружающей среде, развитие речи, мелкой моторики, повышение их самооценки.

Особое внимание в группе дневного пребывания уделяется кружковой и клубной работе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей предлагаются следующие кружки: творческая мастерская «Мастер-класс»,   кружок «Умелые ручки», кукольный театр «В гостях у сказки», «Хозяюшка» , «Окно в природу», которые направлены на социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов, развитие двигательной активности, эмоциональной сферы, психических, функциональных возможностей, коммуникативных способностей детей с ограниченными возможнотями.

Распорядок дня ГДП включает медицинскую реабилитацию в социально-оздоровительном отделении Центра(физиотерапию, традиционный массаж, инновационные методики Войта-терапии, Бобат -терапии, коррекционно-развивающие занятия, логопедические занятия, развитие творческих способностей  детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных наклонностей  и интересов.

Успешно применяются инновационные технологии в логопедической практике. Особого внимания заслуживает «Су-Джок-терапия», «Бат-массаж» - новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приемы, современные технологии логопедического и пальчикового  массажа. Эти методики в деятельности логопеда являются перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.            

ГДП работает  в рамках программы - «Родительский класс»,  которая предусматривает создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации  детей к современному обществу. Организованы  совместные мероприятия  детей с  родителями и специалистами: родители привлекаются к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей,  групповых экскурсий, что способствует развитию  тесных контактов между семьями и специалистами.

Открытие социальной  столовой позволяет полноценно реализовать инновационную программу «Я все смогу». Столовая обеспечивает    детей-инвалидов  во время их нахождения в ГДП горячим питанием, стала базой для внедрения инновационных технологий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, обучению их навыкам быта, организации кружка по кулинарному искусству «Хозяюшка».

Помочь реализовать программу «Я все смогу» призвана система инновационных  методик, открывающих детям с ограниченными возможностями доступ в основные  сферы жизнедеятельности.

В ходе решения этой задачи разработаны и внедряются различные нововведения. Так получили распространение следующие технологии - музыкотерапия, гарденотерапия, арттерапия,  и др. 

Арт-терапия-это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

В ГДП работает творческая мастерская «Своими руками» по обучению детей различным видам творчества, что способствует развитию творческих способностей детей-инвалидов через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволяет детям развиваться и открывать в себе новые способности.

«Музыкальная гостиная» - любимое место всех, кто является участниками программы « Я все смогу». Возможность попробовать себя в роли артиста, подготовить музыкальный номер нравиться без исключений всем. Музыкальный руководитель занимается  с детьми, как в индивидуальном порядке, так и в групповом.

Знакомство детей из ГДП  с  растительным миром происходит через приобщение детей к работе с растениями. Внедрена инновационная  программа «Гарденотерапия»-это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации,  целью которой  является привитие любви  к природе, ее красоте, воспитание  у детей трудолюбия, чувства ответственности, развитие мелкой моторики рук, навыков ухода за растениями. Дети-инвалиды выращивают цветы, ухаживают за клумбами, расположенными на территории Центра.

Занятия гарденотерапией дают детям позитивные эмоции, что положительно сказывается на  состоянии их здоровья.

В ГДП в первую очередь принимаются дети из неполных семей.  Для них разработана программа  «Мы вместе», целью которой является комплексное решение проблем детей-инвалидов из  неполных семей, создание условий для независимой жизни данной категории детей. Наша задача - приобщить родителей к участию в социально-бытовой адаптации детей,  преодолеть изолированность  неполных семей  с детьми-инвалидами, оказать психолого-педагогическую  помощь родителям детей-инвалидов и содействовать  формированию здорового образа их жизни.

       Программой  «Я все смогу» предусмотрены различные виды трудотерапии для детей, посещающих ГДП: обучение простейшим навыкам  швейного дела, освоение работ по уходу за комнатными растениями, клумбами,  работа с различными материалами, знакомство с их свойствами и назначеним, с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены. В рамках программы закладываются основы для профессиональной ориентации –инвалидов.

              Данная программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни, а их родители  имели право на личную жизнь.

 

7. Ожидаемые результаты данной программы:

-  повышение уровня социально-бытовой адаптации детей-инвалидов;

- укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- приобретение  и формирование навыков самообслуживания, расширение индивидуальных возможностей детей-инвалидов;

- повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка-инвалида, их отдыха, оздоровления, а также в вопросах правовой грамотности;

- развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков  детей-инвалидов, способствующих интеграции в среду здоровых детей;

- эффективное развитие реабилитационного потенциала детей;

- повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами;

- создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

- преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами.

 

8. Эффективность реализации программы

«Я все смогу»

 №п/п

Показатели эффективности

2015 год

2016 год I полугодие

 

Количество детей, охваченных реабилитационными мероприятиями в рамках программы «Я все смогу» (чел)

19

28

 

Увеличение доли охвата детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социальными услугами (%)

22%

32%

 

Количество родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, активно участвующих в мероприятиях реабилитационного характера в рамках программы «Я все смогу» (чел)

19

28

 

Увеличение доли охвата родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социальными услугами (%)

         22%

32%

 

Паспорт программы «Я все смогу»

1

Полное наименование программы

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в группе дневного пребывания «Я все смогу »

2

Территория

Северо-Кавказский федеральный округ Российской Федерации, Ставропольский край, г.-к. Кисловодск

3

Юридический адрес учреждения

357700, г. Кисловодск, ул. Чкалова, 15;

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания  «Кисловодский комплексный центр социального обслуживания населения»

4

Телефон/ факс

8(87937)6-82-38

5

Е- mail

cson29@minsoc26.ru

6

Сайт

kkcson.webnode.ru

7

Руководитель учреждения

Тимошенко Н.А.-директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»

8

Автор программы

Тимошенко Н.А.-Директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»

 

Ответственный исполнитель

Тихомирова В.А.-заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

9

Дата создания инновационной  программы и реквизиты приказа о его внедрении

 

 

16.02.2015г., приказ №36-ОД от 16.02.2015г.

10

Кадровый состав специалистов, участвующих в реализации программы

 Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог по дополнительному образованию, логопед, психолог, медицинские работники 

11

Получатели социальных услуг

 Семьи детей–инвалидов, дети-инвалиды

12

Срок реализации

2015-2017г.г.

13

Используемые ресурсы:

 

14

- материально-технические

- оборудование,  мебель,  инвентарь для организации социально-бытовой адаптации в группе дневного пребывания

 

- финансовые (в том числе по источникам)

-средства, выделенные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-спонсорские средства.

 

 

 

15

Цель программы

 

Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;

-интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

-создание условий для повышения уровня жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;

-самореализация родителей, воспитывающих   детей-инвалидов,  в  трудовой и общественной жизни;

-внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами;

- создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки  к самостоятельной жизни и интеграции в социум

 

16

Задачи программы

Создать условия для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов и оказывать помощь им  в вопросах воспитания и обучения детей;

- обеспечить социализацию и адаптацию детей-инвалидов  в новых социальных условиях;

-привить детям-инвалидам социально-бытовые навыки, способствующие их интеграции в общество (оборудование комнат социальной адаптации);

- оказывать психологическую поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

- формировать навыки общения и толерантности  по отношению к ребенку-инвалиду в процессе общения со  сверстниками и взрослыми в форме разнообразных занятий и игр;

-научить  «особого» ребенка самостоятельности, независимости;

-стимулировать в детях уверенность в себе, помочь стать каждому  из них личностью, поверить в себя, в свои силы   

17

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе

Дети-инвалиды, родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов, работники медицинских, социальных, образовательных учреждений, предоставляющих реабилитационные  услуги детям-инвалидам,  общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам

18

Индикаторы и показатели эффективности программы

Анкетирование семей на предмет удовлетворенности качеством социального обслуживания;

- устные и письменные отзывы родителей по работе группы дневного пребывания;

-привлечение социального университета по обучению матерей детей-инвалидов;

-осуществление проверок по плану системы контроля качества

 

 

19

Периодичность отчетности о результатах внедрения технологии

Квартальная, годовая

20

Объем финансирования программы
 

Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 325116 руб.

21

Источники  финансирования программы

Привлеченные средства Фонда поддержки детей, спонсорские средства

22

Актуальность программы

Раскрытие новых ресурсов и  дополнительных возможностей личности ребенка-инвалида через создание оптимальных условий для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в целях их подготовки  к самостоятельной жизни, создание условий для самореализации родителей

23

Прогнозируемая результативность программы

Повышение уровня  социально-бытовой  адаптации  детей-инвалидов, формирование навыков самообслуживания, развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков детей, способствующих интеграции в среду здоровых детей, эффективное развитие реабилитационного потенциала детей, повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами, создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов,   преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами.

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора государственного

 бюджетного учреждения

 социального обслуживания

  «Кисловодский  комплексный центр

 социального обслуживания населения»

«16» февраля 2015г. № 36/1-ОД            

 

 

Положение

 О группе дневного пребывания отделения реабилитации детей и подростков с  ограниченными возможностями здоровья

 ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»

 

1. Общие положения

1.1.Группа дневного пребывания (далее – ГДП) является структурным подразделением отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного учреждения социального «Кисловодский КЦСОН» (далее – Центр).

 

1.2. В своей деятельности ГДП руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, Семейным Кодексом РФ, Конвенцией о правах ребёнка,  законами  Российской Федерации (№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными актами  Ставропольского края   в сфере защиты прав и законных интересов ребёнка, настоящим Положением и Уставом Центра.

 

1.3. ГДП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с  органами здравоохранения, образования,  учреждениями социальной защиты населения, благотворительными фондами и родителями в интересах эффективной социальной реабилитации  и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.ГДП предназначена  для создания оптимальных условий для социально-бытовой адаптации и  социализации детей-инвалидов,   создания условий для занятости родителей.

 

1.4. Руководит ГДП заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом директора Центра.

 

2.Основные цели и задачи

2.1. Основной целью деятельности ГДП является оказание детям и подросткам с ограниченными  возможностями  здоровья, а также семьям, в которых они воспитываются квалифицированной социально-медицинской,  социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, помощи.

2.2. Группа создается в целях создания условий  для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов  и  оказания помощи им в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними.

2.3. Основными  задачами ГДП  являются:

2.3.1. Организация работы  ГДП по вопросам реабилитации детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями здоровья в пределах компетенции отделения.

2.3.2. Разработка индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основании индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой ФГУ МСЭ.

2.3.3. Организация  социально значимых мероприятий, посвященных знаменательным датам и досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3.4. Преодоление изолированности семей с детьми–инвалидами, создание условий для повышения уровня их жизни.

2.3. 5.Создание  условий  для обеспечения социально-бытовой  адаптации и социализации детей-инвалидов.

2.3.6. Участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования и т.п.), а также общественных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям.

 

3. Функции

3.1. ГДП в соответствии  с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

3.2.Обучение детей с ОВЗ навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения со сверстниками

3.2. Организация работы с родителями детей-инвалидов в  целях социально-бытовой адаптации детей в обществе.

3.3.Предоставление социальных услуг в  ГДП в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации» (ст.31), осуществляется  бесплатно.

Виды услуг:

-социально-бытовые;

-социально-педагогические;

-социально-психологические;

-социально-медицинские;

-социально-правовые;

-социально-трудовые;

-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала семей, имеющих ребенка-инвалида;

-срочные услуги.

3.4. Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам предоставления им мер социальной поддержки и других гарантий.

3.5. Изучение и внедрение новых методик и технологий для  эффективного развития реабилитационного  потенциала ребенка-инвалида.

3.6. Подготовка для размещения на сайте учреждения и в средствах массовой информации материалов по вопросам деятельности ГДП.

 

4. Организация работы ГДП

4.1. ГДП выполняет работу, исходя из возложенных на него задач и функций в соответствии с планами работы.

4.2.  Реабилитационно - оздоровительные мероприятия в ГДП проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.

4.3.Работа по социально-бытовой адаптации  детей-инвалидов  осуществляется в индивидуальной и групповой форме, группы  формируются   из детей-инвалидов и подростков  численностью от 3 до 5человек в зависимости от состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста.

4.4. Для ГДП выделяются помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии.

4.5. В период обслуживания в Центре в полустационарных условиях дети-инвалиды обеспечиваются бесплатным  питанием по установленным нормам.

 

5. Основные направления деятельности ГДП

5.1. Проведение реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами в условиях дневного пребывания, направленных на сохранение социального благополучия, на восстановление психического и  физического здоровья детей.

5.2.Организация досуга в зависимости от возраста и состояния здоровья детей.

5.3.Обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля и  общения.

5.4. Взаимодействие со специалистами структурных подразделений Центра в решении общих вопросов.

5.5.Направления деятельности ГДП корректируются в зависимости нуждаемости семьи и детей с ограниченными возможностями в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

 

6. Условия зачисления в ГДП

6.1.В группу дневного пребывания зачисляются:

- дети-инвалиды, от 3 до 18 лет, нуждающиеся в социальной помощи и  во временном присмотре.

6.2. Время пребывание в ГДП  детей-инвалидов на разовой или временной основе устанавливается  индивидуально для каждого ребенка от 1 до 21 дня, не более 3-х часов в день.

6.3. Родители (законные представители) обязаны своевременно извещать специалистов ГДП о причине и предполагаемых сроках отсутствия ребёнка.

6.4.В случае отсутствия ребёнка в ГДП по уважительным причинам более 3 дней, срок его нахождения  в ГДП может быть продлён только после предоставления справки учреждения здравоохранения о возможности посещения ГДП.

Для зачисления детей в ГДП предоставляются следующие документы:

-заявление родителей или иных законных представителей;

-документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя;

-выписка из истории развития ребенка (ф112/у) о состоянии его здоровья  или амбулаторная карта (форма№ 25/у);

-справка, выдаваемая МСЭ об установлении инвалидности (для ребенка-инвалида);

-индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), разработанная учреждением МСЭ (для ребенка-инвалида);

-справка учреждения здравоохранения о возможности посещения  ГДП (эпидсправка).  

 

7. Противопоказания к зачислению

7.1.Противопоказаниями к принятию в ГДП детей-инвалидов являются:

- психические заболевания в стадии обострения;

-венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза;

- наличие сопутствующих тяжёлых соматических заболеваний, требующих специального обследования и лечения;

- иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях;

- психопатоподобное поведение;

- частые судорожные припадки (не чаще 1 раза в год);

- злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы.

 

7.2. Порядок отчисления.

 Основанием для отчисления из ГДП являются:

- окончание сроков предоставления социальных услуг;

- расторжение договора любой из сторон;

- смерть ребенка-инвалида;

-  письменное заявление родителей (законных представителей) ребёнка об отказе в предоставлении социальных услуг;

- выявление медицинских противопоказаний;

- нарушение условий, предусмотренных положением.

Повторное обслуживание в течение одного года осуществляется при наличии показаний и свободных мест в группе.

 

8.Права сотрудников ГДП

7.1.Для решения поставленных  задач перед ГДП специалисты имеют право:

- запрашивать и получать сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию;

- пользоваться информационными базами данных, имеющимися в распоряжении Центра;

- привлекать для реализации индивидуальных реабилитационных программ, специалистов других структурных подразделений учреждения;

- вносить на рассмотрение руководству учреждения обсуждение вопросов, касающихся направлений деятельности  ГДП, совершенствовать формы и методы работы, применяемые в реализации поставленных задач;

- сотрудники ГДП пользуются всеми правами, предусмотренными действующим трудовым законодательством РФ.

 

9. Обязанности сотрудников  ГДП

9.1.Специалисты группы обязаны:

-осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ  и Ставропольского края;

 -иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;

-знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;

- знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры с которыми он работает, а также правила охраны труда  и пожарной безопасности;

-предоставлять социальные услуги  в соответствии с индивидуальными программами  и условиями договоров о предоставлении социальных услуг;

- предоставлять бесплатно в доступной форме родителям  или их законным представителям информацию об их правах  и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления;

- повышать свою квалификацию  и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной подготовки.

- соблюдать профессиональную этику в процессе  работы с семьями, имеющими детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 

10. Ответственность специалистов ГДП

10.1. Специалисты ГДП несут ответственность:

-за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей и данного положения о ГДП;

-за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей-инвалидов, посещающих ГДП;

- за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на ГДП.

 

11. Оценка эффективности работы

11.1. Основными критериями оценки эффективности работы ГДП являются  контроль  качества, наличие положительных результатов в процессе социально-бытовой адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

12. Финансирование деятельности группы дневного пребывания

12.1. Источниками финансирования группы дневного пребывания являются средства, выделяемые Фондом на реализацию  
региональной программы в виде гранта, а также благотворительные взносы и пожертвования.

 

 

 

         УТВЕРЖДАЮ

             Директор ГБУСО «Кисловодский КЦСОН»

________________      Л.В. Марченко

«12»   января 2016г.

 

 

План основных мероприятий программы

«Я все смогу» на 2016 год

 №п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Проведение мониторинга потребностей  семей, воспитывающих детей-инвалидов в посещении группы дневного пребывания (ГДП)

февраль

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования

2

Проведение  совместного мероприятия  с волонтерами МБУ «Центр молодежи»- «Мир один для всех»

11. 02.

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования

 

3

Консультирование  родителей по социально-правовым  вопросам

По мере необходимости

юрисконсульт

4

Отслеживание контроля качества по предоставлению социальных услуг в группе дневного пребывания

постоянно

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе

5

. Внедрение инновационных технологий, методик по социально-бытовой адаптации  детей-инвалидов

2 квартал

Заведующий  отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования, логопед

6

Оценка и анализ удовлетворенности  семей  работой  ГДП

ежеквартально

Заместитель директора, заведующий отделением

7

Организация и проведение психологического  тренинга для родителей, чьи дети посещают ГДП

ежемесячно

ППсихолог 

8

Приобретение оборудования  для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в ГДП

 

По мере поступления средств

Заведующий хозяйством

9

Приобретение компьютерной техники

По мере поступления средств

Заведующий хозяйством

10

Работа клуба «Родительский класс». Обучение  родителей детей-инвалидов коммуникативным навыкам 

1 раз в квартал

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования, логопед

11

Оказание информационных  и консультативных услуг родителям детей-инвалидов

постоянно

Заведующий отделением, юрист, психолог, специалисты

12

Формирование у детей-инвалидов и их родителей навыков пользования персональным компьютером  в целях расширения их возможностей

По мере приобретения  компьютеров

Специалисты Центра

13

Организация участия детей-инвалидов из ГДП в фестивалях и конкурсах    прикладного творчества детей с ОВЗ

Согласно плану мероприятий

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования

14

Проведение профориентационных  занятий  для детей-инвалидов  из ГДП

Согласно плану мероприятий

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования

15

Привлечение спонсорских средств  по  реализации программы «Я все смогу»

постоянно

Специалисты отделения

16

Информирование в СМИ и по электронной связи о внедрении программы

постоянно

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе

 

Мероприятия в рамках программы "Право быть равным"

Описание: 31126

 

 «Право быть равным»

       В   ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» реализуется  региональная  программа «Право быть равным». Её основная  задача – социально-бытовая адаптация  детей-инвалидов в группе дневного пребывания.

       На выполнение мероприятий программы были выделены денежные средства в виде гранта на сумму 324 776 рублей. Эти средства направлены  на оснащение комнаты социально-бытовой адаптации  детей-инвалидов, приобретение бытовой техники, мебели, телеаппаратуры, компьютерной техники, игрового оборудования, кухонного инвентаря.

      Оборудована социально-бытовая комната для проведения групповых занятий, установлена бытовая техника.

       Открытие адаптационной  комнаты  стало возможным,  благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для её пополнения в 2016 году   была оказана благотворительная помощь РЖД «Логистика» (г. Москва) в размере 547  тысяч рублей, на средства которой было приобретено дополнительное оборудование для реабилитации и социально- бытовой адаптации детей-инвалидов.

      Занятия с детьми проводятся в формах мастер-классов, групповых и индивидуальных занятий. Первоначально особое внимание уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами. Далее  предусматривались занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы входят также темы по этике и эстетике поведения детей в различных общественных местах, дома, в гостях, за столом.

   Специалисты отделения проводят кулинарные занятия с детьми  в кружке «Хозяюшка» - они делают  горячие бутерброды, заваривают чай, не забывая при этом мыть за собой посуду и кухонный стол, т.е. учат ребят самостоятельно обслуживать себя, готовить элементарные блюда, пользоваться бытовыми электроприборами.

Использование разные видов  конструкторов,   кукольного  театра, наборов сюжетных игрушек завораживает детей своим красками и формой, развивает   связную  речь, активизируют  и расширяют словарный  запас детей, формирует  психические функции, познавательную активность, произвольное внимание, активное запоминание, улучшается мыслительная  деятельность.

Описание: WP_20141209_011Описание: G:\ФОТО СТОЛОВАЯ1\IMG_2749.JPG

Новый комплект развивающих игр   используется для  всестороннего  развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, улучшает координацию движений,  психоэмоциональное состояние ребёнка.

Описание: G:\ФОТО СТОЛОВАЯ1\IMG_2758.JPG          

Участие в программе «Право быть равным» дало нам возможность приобрести современную  швейную машинку.  Дети изучают элементарные знания швейного  дела. 

Описание: C:\Users\User\Desktop\2015-08-26 16.21.10.jpg

  Посещение  «особых» детей группы дневного пребывания позволяет в семье изменить ситуацию к лучшему, дает возможность почувствовать себя более защищенными и уверенными, изменить качество жизни семьи, ведь родители получают возможность решить  свои неотложные дела, а ребенок учится общаться с другими детьми.

Программа способствует формированию начальных профессиональных навыков, устойчивых интересов и положительного отношения к труду, расширению представлений о жизненных ценностях.

Открытие социально-бытовой комнаты для обучения детей самостоятельной жизни – очень нужное и важное дело. Хорошие отзывы не дают сомневаться в этом. Надеемся, что теперь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет легче освоить совсем непростые для них занятия.

Проект «Право быть равным» будет продолжен и в следующем году, а это значит, что жизнь многих «особых» детей станет легче и интереснее.

«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2015 ГОД

ТОЛЕРАНТНОСТЬ «ВСЕ РАЗНЫЕ –ВСЕ РАВНЫЕ»

    В целях реализации мероприятий краевой программы  « Право быть равным» в ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» состоялось заседание клуба «Родительский класс», на котором  прошла беседа по воспитанию толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В группе дневного пребывания «Журавлик»   занимаются дети разных национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. Чтобы дети из стен Центра вышли не только с багажом знаний, умений и навыков, но и обладали толерантностью,  научились уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

         В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья разработана  программа «Все разные - все равные».

    Программа призвана активизировать целенаправленный процесс усвоения и принятия национальных ценностей, развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре и ориентирована на формирование и развитие у «особых» детей толерантности, духовности и нравственности.

         

     Отличительной особенностью программы является развитие и совершенствование системы нравственного воспитания  детей и подростков с ограниченными возможностями посредством использования современных образовательных технологий. Универсальность программы заключается в возможности ее применения в системе дополнительного образования, как эффективной модели нравственного воспитания, воспитания бережного отношения к культурно-историческому наследию и формирования духовно-нравственных качеств личности.

    В группе дневного пребывания специалистами уделяется большое внимание моральному облику детей-инвалидов,  приобщению их к добру, красоте, терпимости, открытости и дружелюбию, прививаются общечеловеческие ценности. Регулярные беседы воспитательного характера, внимательно и бережно относящиеся к каким-либо индивидуальным проявлениям формирующейся личности, как с творческой стороны, так и моральной, являются очень важной составной частью общего процесса. Сколько новой и интересной информации о жизни и культуре нашего города, нашей страны и стран ближнего зарубежья, нравственных уроков получают наши дети от  педагогов, своих сверстников и их родителей на проводимых мероприятиях.

     

       С целью развития толерантности в  группе дневного пребывания  проводится целый ряд  мероприятий: праздники и уроки знакомства  с культурой и традициями своего народа и других народностей, ролевые игры,  игры по освоению моментов толерантного  общения, активные игры и танцы разных народов,  занятия по мотивам народных сказок.  

        Организация и тематика  занятий направлена на сохранение, развитие и распространение национальной культуры, бережного отношения к историческому и культурному наследию России, воспитание высокой нравственности, толерантности, уважения к культуре и традициям других народов.

         Воспитать толерантное отношение между детьми с разными возможностями и потребностями, развить интерес и желание взаимодействовать со своими сверстниками  - вот наши  основные принципы работы  в ГДП с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2016 ГОД

«Волшебный мир сенсорной комнаты»

    Сегодня, благодаря выделению   денежных средств в виде гранта на выполнение краевой программы  «Право быть равным»   и благотворительной помощи людьми, которым небезразлична судьба детей-инвалидов (РЖД «Логистика» г. Москва), отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» обрело основную часть из того, что необходимо для полного обустройства сенсорной комнаты, которая позволит создать для детей-инвалидов обогащенную мультисенсорную среду, способствующую стимуляции функций центральной нервной системы, активизации органов зрения, слуха и вестибулярного аппарата.

     

    Визуальные и аудиальные эффекты сенсорной комнаты позволят  достичь эмоционального комфорта, снизить  беспокойство и агрессивность детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка, его психики и интеллекта. Такая комната  релаксации позволит  воздействовать на все органы чувств и нервную  систему ребенка. Погружение в «волшебную сказку», создаст  радостное настроение и ощущение полной безопасности, как для детей, так и для взрослых.

      

    Звездное небо - одно из самых завораживающих и загадочных зрелищ в сенсорной комнате. Не удивительно, что  дети  хотят наблюдать его, не выходя из дома. Возможности современной техники позволили  это сделать: приобретено панно   «Звездное небо». 

    Включив его, словно попадаешь в другой мир. Созерцание звезд, луны  расслабляет, отвлекает от повседневных проблем, у детей стимулирует усидчивость, развивает пространственное мышление. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке. 
    Удивительны и  фонтаны света из светодиодных волокон, которые можно перебирать руками. Переливающиеся цвета поражают своей красотой, привлекают внимание  и успокаивают.

    Панно «Бесконечность» при включении превращается в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность. Игра светящихся точек привлекает внимание детей и завораживает, вызывает ощущение тайны, чего-то необычного и неизведанного. 

       Пузырьковые колонны представляют собой цилиндры из органического стекла, где плавают разноцветные рыбки. Цвет пузырьков  постепенно меняется, благодаря цветовой подсветке, а плавающие рыбки  под успокаивающую релаксационную музыку создают необходимую атмосферу спокойствия. Огромное количество пузырьков воздуха, всплывающих из распылителей, создают бесчисленные необыкновенные формы и сплетения. Включенная подсветка окрашивает тысячи поднимающихся пузырьков в разные цвета, создавая каждый раз неповторимую картину игры рыбок, света, воздуха и воды. Такие чарующие эффекты привлекают и задерживают внимание, успокаивают и расслабляют детей.

    

    Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода.

    Использование релаксационной музыки вызывает соответствующий эффект: спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребенка,  активизирует иммунную систему организма, расслабляет и успокаивает.

    Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком  и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных  проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и  специалистом.

    Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, состоящая из различных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и активизируют речевое и познавательное развитие.

    Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает  время установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.

    Сенсорная комната — это своего рода окружение, призванное дать ребенку-инвалиду  спокойствие и ощущение безопасности. Она жизненно необходима для детей, у которых наблюдаются проблемы в развитии, дарит им радость и хорошее настроение.

    Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей.

 

«ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ» 2016 ГОД

«Песочная фантазия»

    В рамках реализации мероприятий краевой программы «Право быть равным» в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Кисловодский КЦСОН» современные условия дали возможность к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми – инвалидами, обеспечивающих всестороннее развитие их, комфортное пребывание в условиях группы дневного пребывания  «Журавлик». 

 

    Большое количество детей-инвалидов испытывают определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдается агрессия, конфликты со сверстниками, упрямство. Специалисты отделения находятся в постоянном поиске эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия. Изучая теоретические основы реабилитации детей с ограниченными возможностями,  они пришли к идее внедрения песочной терапии. Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка.

    Песочная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья – прекрасный способ избавиться от негатива, стать увереннее в себе, позволит  раскрыть и увидеть истинные причины агрессии, конфликтов, страхов, неуверенности в себе и в дальнейшем провести коррекцию.

    В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  разрабатывается программа «Песочная фантазия». Оборудован уголок песочной терапии: на спонсорские средства приобретен световой песочный стол, собран тематический материал, детские инструменты  для работы с песком.

    Песок - это не только приятные ощущения, но и средство психолого-педагогического воздействия. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. Если в «песочном царстве» ребенка  все спокойно, то на душе у него  покой и гармония.

    Именно песочная терапия станет самым настоящим ключиком к тому бессознательному и осознанному, что не дает покоя ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

    Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

  

    Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Koнтакт

ул. Чкалова, 15
ГБУСО "Кисловодский КЦСОН"
Кисловодск
357700

+7(87937) 6-82-44;
+7(87937) 6-86-83

График работы Центра:

в будние дни:

с 8:30 до 17:00

перерыв:

с 12:30 до 13:00

выходные дни:

суббота, воскресенье